Клікніть, щоб перейти на головну сторінку Клікніть, щоб перейти на головну сторінку Клікніть, щоб перейти на головну сторінку
1
Головна сторінкаКарта сайтуДопомога 30 листопада 2021 Українська3English

\
\
\
\
\
\
№ 1 (219) "Судебно-юридическая газета". Председатель Совета судей хозяйственных судов Артур Емельянов: «Один из главных факторов существования независимой судебной системы – ее надлежащее финансовое обеспечение» 17.01.2014 Друкувати

Председатель Совета судей хозяйственных судов, заместитель главы Высшего хозяйственного суда Украины Артур Емельянов в эксклюзивном интервью «Судебно-юридической газете» рассказал о своем видении проблемных вопросов  финансирования и организационного обеспечения деятельности судебной системы.

 

- Артур Станиславович, какие проблемы с финансовым обеспечением судебной системы, по Вашему мнению, так и не были решены до конца 2013 г. и уже стали системными?

 

- Проблема недостаточного финансирования судов возникает из года в год и действительно очень актуальна для нашей судебной системы. Если говорить объективно, систематическое недофинансирование судов продолжается в течение всех лет независимости Украины. Однако в последние 4 года ситуация начала меняться к лучшему. В частности, расходы Государственного бюджета Украины на финансирование судебной власти в 2010 г. составляли лишь 29% от потребности, в 2011 г. - 31%, в 2012 г. - 41%. Бюджет судебной власти в 2013 г. - 4,9 млрд грн, что на 93,7 млн грн больше, чем годом ранее. Но и эта сумма составила всего 47% от реальной потребности. Т. е. динамика роста недостаточна для того, чтобы можно было уверенно говорить о решении одной из главных проблем отечественной судебной системы - о ее надлежащем финансовом обеспечении.

Состояние финансирования расходов на оплату труда работников аппарата суда не соответствует установленным законодательством требованиям к размеру оплаты труда государственных служащих, что делает невозможным эффективную кадровую политику и в целом негативно влияет на состояние правосудия в стране. Трудно не согласиться с тем, что эффективная работа судов невозможна в условиях, когда нет бумаги, канцелярских принадлежностей, когда при наличии большого количества дел не хватает помещений для проведения судебных слушаний.

Несмотря на то, что и Президентом Украины и Кабинетом министров рассмотрены обращения Совета судей хозяйственных судов Украины и Государственной судебной администрации Украины и даны соответствующие поручения центральным органам исполнительной власти по решению проблемных вопросов финансирования местных и апелляционных хозяйственных судов Украины, последние так и не были выполнены в 2013 г.

 

- Удалось ли решить проблему, касающуюся того, что заработная плата работников судов формируется за счет судебного сбора?

 

- Вопрос выплаты заработной платы работникам суда за счет судебного сбора неоднократно поднимался Министерством финансов Украины. Мы, в свою очередь, постоянно подчеркивали недопустимость такого подхода, поскольку суды не являются хозяйствующими субъектами, а потому не могут зависеть от наполнения специального фонда Госбюджета. Это будет создавать прямую угрозу независимости судов. И следует отметить, что в прошлом году финансирование оплаты труда работников судов осуществлялось исключительно из общего фонда Госбюджета, что, безусловно, можно считать победой для всей судебной системы, поскольку это позволило использовать средства специального фонда для укрепления материально-технической базы судов.

К сожалению, проектом бюджета на 2014 г. предусмотрено направление судебного сбора на финансирование расходов в частности для выплаты заработной платы работникам суда. Такой принцип финансового обеспечения деятельности судов является попыткой государства перенести свои обязанности на лиц, обращающихся в суд, что противоречит ч. 1 ст. 130 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Следовательно, крайне необходимо, чтобы это было учтено при доработке проекта Закона о госбюджете на 2014 г.

 

- Насколько обоснованным, на Ваш взгляд, является то, что заработную плату судей «заморозили» на уровне 2013 г., а вступление в силу закона о государственной службе отсрочили?

 

- Действительно, Законом Украины №716 от 19.12.2013 «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» исключен абз. 5 ч. 3 ст. 129 Закона, предусматривающий увеличение должностного оклада судьи до 12 минимальных заработных плат. К сожалению, единственной причиной принятия этого Закона, так же как и очередной отсрочки вступления в действие Закона Украины «О государственной службе», является отсутствие средств в Госбюджете. Но, при этом хочу отметить, что часть Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», которая касается увеличения должностных окладов судей с 1 января 2015 г., осталась неизменной, что свидетельствует о временном действии указанных выше мер.

Постепенный рост судейского вознаграждения стал результатом проведения судебной реформы и является одним из важных аспектов финансового, материального и организационного обеспечения независимости судов и судей, который вытекает из их статуса с учетом характера их деятельности и нагрузки. Принимая Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», государство взяло на себя обязательства обеспечить поэтапное увеличение должностных окладов судей, определив сроки и размеры такого увеличения. Следовательно, принятие указанных изменений в Закон является большим шагом назад, фактически свидетельствует о непоследовательности государственной политики относительно надлежащего и качественного обеспечения деятельности судов.

Развитие в Украине действенной, эффективной судебной системы, которая соответствует международным стандартам в сфере судопроизводства, обеспечение подлинной самостоятельности и независимости судов требует формирования высокопрофессионального судейского корпуса, а для этого необходимо достаточное, а не по остаточному принципу, финансирование правосудия. При этом обеспечение финансовой независимости суда является общепризнанным требованием и с позиций международного права.

В соответствии с Основными принципами независимости судебных органов, одобренными резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций 29 ноября и 13 декабря 1985 г., на каждое государство-члена ООН возлагается обязательство выделять соответствующие средства, которые позволяли бы судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.

- На достаточном ли уровне сейчас обеспечивается финансирование органов судейского самоуправления?

 

- Учитывая роль органов судейского самоуправления в обеспечении независимости судебной системы и создании условий для нормальной деятельности судов и судей, вопрос надлежащего, в т. ч. и финансового обеспечения деятельности таких органов является очень важным и актуальным. Согласно ст. 128 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», обеспечение работы органов судейского самоуправления осуществляется Государственной судебной администрацией и ее территориальными управлениями за счет средств Государственного бюджета Украины. В то же время, отдельной статьи в бюджете, которая предусматривает финансирование работы органов судейского самоуправления, к сожалению, нет.

Замечу, что в 2013 г. все потребности органов судейского самоуправления, в т. ч. потребности Совета судей хозяйственных судов Украины, были профинансированы. В то же время, проектом Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» предусмотрено выделение средств на нужды органов судебной власти в сумме 4,56 млрд грн, тогда как общая потребность составляет более 9 млрд грн. Т. е. вопрос финансирования на надлежащем уровне потребностей органов судейского самоуправления в 2014 г. пока не решен.

На заседании Совета судей хозяйственных судов Украины, которое состоялось 19 декабря 2013 г., было принято решение об обращении в Государственную судебную администрацию Украины с запросом о финансировании потребностей Совета судей хозяйственных судов в 2014 г. для осуществления полномочий, определенных ст. 122 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Надеемся, что потребности органов судейского самоуправления в этом году будут учтены в полном объеме.

 

 

« Повернутись до всіх матеріалів групи