Клікніть, щоб перейти на головну сторінку Клікніть, щоб перейти на головну сторінку Клікніть, щоб перейти на головну сторінку
1
Головна сторінкаКарта сайтуДопомога 24 вересня 2020 Українська3English

\
\
\
\
\
\
ПЛОХОЕ ДЕЛО С АРИФМЕТИКОЙ В ГАЗЕТЕ "ДЕЛО". 12.02.2008 Друкувати
30 января нынешнего года в публикации с ехидно-издевательским заголовком "Президент ухватился за судейскую мантию" газета "Дело" занялась муссированием популярной нынче в некоторых чиновничьих кругах темы о ликвидации высших специализированных судов Украины. Безапелляционно утверждая, что правительство Юлии Тимошенко готовится к их упразднению, а Президент пытается эти суды сохранить, как и свой контроль над судебной системой. При этом газета устами замминистра юстиции Евгения Корнейчука пытается объяснить читателям действия Кабмина, который решил разработать новую концепцию судоустройства, предусматривающую отказ от высших специализированных судов: "Мы хотим упростить модель судебной системы и сделать ее более доступной для граждан". Одним из аргументов правительства в пользу ликвидации высших специализированных судов, утверждает далее газета, является якобы неэффективность их работы. Якобы хозяйственная палата Верховного Суда отменяет 88% решений Высшего хозяйственного суда… Безапелляционность в выводах газетной публикации не может не поражать, как и цифра "88%", указывающая на пресловутую "неэффективность"… Чем, собственно, и вызвано данное заявление. Прежде всего: исходя из официальной статистики за последние годы, решения ВХСУ отменялись Верховным Судом в следующем процентном отношении: 2005 год – 1,9% от общего числа решений, 2006 год – 2%, 2007 год – 1,5%. Притом количество отменяемых решений сейчас, как и в предыдущий год, имеет стойкую тенденцию к уменьшению. Как видим, до опубликованной провокационно-шельмующей цифры "88%", намеренно унижающей профессионализм и честь большого коллектива опытных судей Высшего хозяйственного суда, эти показатели очень и очень "не дотягивают". Налицо – подтасовка, очернение репутации коллектива судей. Это – если считать проценты честно, без предвзятости и шельмования. Ведь арифметика – дисциплина точная, любые искажения да манипуляции легко обнаружить. Также доверчиво относится газета "Дело" и к другим сентенциям замминистра Корнейчука, который не впервой в своей практике огульно критикует систему хозяйственных судов в Украине, от случая к случаю рассуждая в своих интервью также о "невероятных нарушениях" в ВХСУ. Газета, повторяя слова замминистра, убеждает читателя в конце публикации, что "в течение месяца представители правительства и Президента должны согласовать единый подход к реформированию и предложить его Верховному Совету…" Совершенно игнорируя то обстоятельство, что правительство, как и Минюст (читайте – исполнительная власть), по Конституции, вообще неполномочны ставить перед собой задачу реорганизации высших специализированных судов. Это может определяться только Законом. Однако "Дело", вторя господину Корнейчуку, заявляет: "Мы хотим…" Забывая, вероятно, известное народное изречение, что хотеть не вредно. Более же всего возмущает профессиональных судей и экспертов-правоведов то обстоятельство, что газета, цитируя обособленное личное мнение своего интервьюируемого и произвольную цифирь, совершенно не вникает в истинную социально-экономическую сущность данного вопроса. Не приводит, к примеру, оценок реальных хозяйствующих субъектов, государственных органов власти, которые имеют различные мнения и взгляды в отношении ликвидации системы хозсудов и ВХСУ, более того – считают эту идею ошибочной и даже вредной для экономики Украины. Так, например, в специальном обращении по этому поводу Президиума Верховного Совета АР Крым к парламенту Украины, в частности, говорится: "… проведение любых реформ судебной системы не должно осуществляться без тщательного анализа последствий соответствующих изменений для экономических и общественных отношений. В связи с этим нельзя не отметить, что именно специализация судов может обеспечить справедливое и эффективное судопроизводство и должна охватывать всю систему судов общей юрисдикции. Специализация судов должна происходить по отраслевому признаку и обусловленным им видом судопроизводства. Принципы хозяйственного и административного судопроизводства, которые реализуются системой соответствующих специализированных судов, в наибольшей степени приближены к требованиям Конституции Украины, касающимся защиты прав и основополагающих свобод человека, в том числе на справедливое и публичное рассмотрение дела в течение разумного срока независимым и непредвзятым судом. В современных условиях стремительного изменения рыночной конъюнктуры и динамики экономических отношений максимально оперативная защита прав и законных интересов субъектов хозяйствования является первоочередной задачей хозяйственных судов и успешно ими решается. Необходимо отметить такие положительные черты хозяйственного судопроизводства как оперативность защиты прав и рассмотрение судебных дел высококвалифицированными специалистами в сфере хозяйственных отношений. Считаем, что существующую систему административных и хозяйственных судов можно рассматривать как одно из достижений независимой Украины, а попытки ее ликвидации – непродуманные и нецелесообразные." В той или иной степени основные тезисы данного обращения варьируются во многих письмах и обращениях из других регионов. "Значительную часть споров, в которых принимает участие АП "Шахта имени А. Засядько", составляют хозяйственные споры, которые рассматриваются в хозяйственном суде. Руководство шахты не может согласиться с мыслью о нецелесообразности существования Высшего хозяйственного суда, как составной системы хозяйственных судов. Это может привести к задержке рассмотрения споров, исполнения решений, процесса их обжалования, а также к монополизации судебной системы. Как свидетельствует многолетняя практика, споры в Высшем хозяйственном суде рассматриваются компетентными судьями, которые выносят справедливые, обоснованные решения, которые, в своем большинстве, не обжалуются в Верховный Суд Украины. Сегодня хозяйственные суды являют собой единую отлаженную систему. Ликвидация Высшего хозяйственного суда Украины негативно повлияет, прежде всего, на деятельность хозяйствующих объектов, и, как следствие, на экономическое состояние в государстве в целом. " Аналогичные по своей сути обращения в адрес Президента, Премьер-министра, спикера парламента, руководства ВХСУ – из Львовской, Ровенской, Донецкой, Киевской, Одесской, других областей. От предприятий, предпринимателей, фирм, международных организаций. В одном из них, кстати, направленном в адрес Президента В. Ющенко от представителей 150 предприятий Львовщины, говорится: "… Оглядываясь на 15-летнее существование системы хозяйственных судов, можно с уверенностью сделать вывод, что без хозяйственного судопроизводства было бы невозможно становление новых рыночных отношений в Украине и их цивилизованное дальнейшее развитие. Именно хозяйственная юрисдикция обеспечила реализацию и закрепление демократической идеи перевода ранее существующей плановой экономики и психологии доминирования государственной собственности в русло законодательно урегулированных правоотношений – обязательного баланса интересов государственной и частной собственности. Именно хозяйственные суды взяли на себя ответственность по рассмотрению таких новых споров, как банкротство хозяйствующих субъектов, споры между религиозными конфессиями, налоговые споры, коммерциализация и приватизация, споры связанные с защитой интеллектуальной собственности и земельные споры, защита права собственности и защита от недобросовестной конкуренции. Хозяйственная юрисдикция стала не только инструментом разрешения споров, но и практически была тем барометром, на котором отражались все общественно-экономические проблемы, нелады в экономике, что порождало оперативную необходимость их решения. Хозяйственные суды, ВХСУ и их судебная практика являются точным индикатором экономики, зеркалом процессов, которые происходят в ней. Поэтому представляется ошибочной распространяемая идея ликвидации хозяйственных судов, как системы специализированных судебных органов, и соединение их с общими судами. Ежегодно хозяйственными судами рассматривается в пределах 250 тысяч дел … Причем, динамика ежегодного увеличения их количества равняется более чем 6%. Недопустимо дорого окажется молодому государству разрушать то, что так тяжело было построить, и что себя оправдало, чтобы потом вновь создавать. Поэтому хозяйственную юрисдикцию на сегодняшнем этапе судебной реформы следует совершенствовать, развивать, как единственно способную защитить экономические права предприятий, учреждений, организаций, других субъектов предпринимательской деятельности, как одно из основных направлений строительства правового государства". Общее в этих обращениях, как видим, - твердая жизненная позиция. Люди с опытом считают все разговоры о ликвидации института хозяйственного судопроизводства деструктивными, считают, что этот институт необходимо всячески развивать. Такая вот реальная "арифметика", о чем пресс-служба и уполномочена заявить. Если бы автор публикации обратился перед ее обнародованием в Высший хозяйственный суд, он бы ее давно имел и не подвергал себя риску вводить читателя в заблуждение надуманными цифрами и сентенциями. Иначе, неровен час, можно наломать дров с собственным профессионализмом и авторитетом, неожиданно подмочить репутацию интересного в целом издания. Пресс-служба ВХСУ
« Повернутись до всіх матеріалів групи